УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ
ПОСМОТРЕТЬ РАБОТЫ

Ампир Романский стиль Готический стиль Ренесанс

Ампир – антиромантичный стиль позднего классицизма - сформировался в архитектуре и прикладном искусстве Западной Европы в начале XIX века. Название его происходит от французского слова Empire, что значит империя, и это название как раз указывает и на происхождение, и на общую направленность стиля.Это был правящий, официальный стиль, и установился он во Франции, во времена пришествия к власти генерала Наполеона Бонапарта. Французский ампир был сосредоточен на фигуре императора Наполеона, на его амбициях и завоеваниях. Наполеон сравнивал себя с полководцами древности, с Александром Македонским и стиль ампирбыл призван еще более возвеличить его достижения. Со времен Рима ни одно европейское государство не достигало той степени могущества, которой достигла Франция в правление императора Наполеона. Наполеон объявил Францию наследницей Римской империи.И внешние проявления стиля ампир создавались в подражание роскоши Римской империи.
Врубель. Надежда Забела-Врубель, 1898. А рядом – современная девушка в платье стиля ампир.
Это устремление прекрасно передавалось и женской одеждой того времени: легкими туниками, свободно очерчивавшими формы тела и прическами a-la greque, в стиле перенятом у греческих и римских статуй. Стиль этот призван был продемонстрировать Парижу и всему миру красотужены Бонапарта - Жозефины Богарне. Жозефина любила откровенные наряды, и современники поговаривали, что они отвечали ее характеру и поведению. Мода ампир распространилась по всей Европе, дошла и до России. Конечно же, русские дамы принялись носить легкие туники. Однако климат России, а особенно климат Петербурга для такой одежды был совсем не подходящий. И многочисленные поклонники моды стали ее жертвами. В те времена необычайно сделалась высока женская смертность от простуды и от туберкулеза, в чем врачи обвиняли легкомысленную моду носить открытые, сильно декольтированные туники. Представьте себе даму того времени выходящую после бала на зимнюю улицу и садящуюся в выстуженную карету. Ведь карета не машина и в ней нету обогревателя. На ногах у дамы легкие бальные туфли, хотя некоторые предприимчивые особы способны были в карете надеть поверх туфель валенки. На плечах салоп на вате или на меху. Да разве может модница спрятать свою красоту? Нет. Настоящая модница и салоп распахнет, и валенок не наденет, чтобы всем ее наряд и красота видны были. А воздух холодный, да и в бальной зале окна открыты были настежь из-за духоты, а в буфете подавали ледяные напитки для охлаждения. В письмах того времени, да и времени позднейшего, встречается не одно упоминание о после бальной простуде и смерти от нее.

Интерьер в стиле ампир Интерьер в стиле ампир

Но вернемся к общему стилю того времени. Для архитектуры эпохи ампир характерны строгие формы, обращение к древнеегипетским декоративным формам, римским воинским атрибутам. Строгость соблюдается и в интерьерах. В России в это время (напомним, что это было время правления императора АлександраI) вошла в моду мебель из карельской березы: легкая, мягкая по восприятию, светлая, пронизанная солнцем. Пропорции комнат сохранялись строгие, помещения были просторные. Мебель в парадных комнатах, как правило довольно малочисленная, располагалась по стенам для того, чтобы освободить центр комнаты и сохранить свободное пространство. Не очень удобные на современный вкус кресла и диваны с жесткими спинками, столики «боб» из наборной доски, и просто ломберные столики, покрытые зеленым сукном, украшали интерьеры того времени. Наиболее ярко стиль ампир проявился в произведениях декоративно-прикладного искусства, в росписи фарфора, в орнаментальном декоре бронзы, в изобразительных мотивах шпалер, стекла, камей.
Наполеон на перевале Сен-Бернар Жак Луи Давид Наполеон на перевале Сен-Бернар Жак Луи Давид
Из самых известных литературных героинь, живших в эпоху стиля ампир, сразу же вспоминается Наташа Ростова. Из исторических личностей, безусловно, Наполеон и Жозефина. Из живописцев – Жак Луи Давид, прославлявший правление Наполеона вообще и фигуру императора в частности, хотя писал он в стиле классицизма. В это время приобрела первую популярность английская писательница Джейн Остен, однако назвать ее писательницей стиля ампир нельзя. Ее называют писательницей направления «здравого смысла», в то время весьма популярного в Англии, ведь здравый смысл вообще свойственен английской нации. В сущности, ампир не создал существенного литературного или музыкального направления, ибо имперская монументальность не может быть отражена в таких тонких душевных материях, как музыка и литература. Можно, конечно, написать оду или гимн, но много ли гимн и од вы знаете? Многие ли из них пережили свое время и вошли в историю? А вот классицизм в живописи как нельзя лучше отвечал имперскому настрою ампира, поэтому и в живописи такого направления, как ампир, не было. В музыке того времени царит школа классицизма и творят великие композиторы Людвиг ван Бетховен, Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. В литературе, по большому счету, стиль классицизм уступает место сентиментализму и, чуть позднее, романтизму. В русской литературе эти направления связаны с именами Гаврилы Державина, Николая Карамзина и Василия Жуковского.
Улица Большая Ордынка, дом 45: деревянный двухэтажный дом XVIII-XIX веков в стиле ампир дворянской усадьбы Арсеньевых Улица Большая Ордынка, дом 45: деревянный двухэтажный дом XVIII-XIX веков в стиле ампир дворянской усадьбы Арсеньевых
Русский ампир не был сосредоточен на фигуре императора Александра, он был одушевлен идеей национального единства. Это было более мягкое, спокойное направление. Вернусь к карельской березе, чисто русском новшестве: взглянув на вещь, сделанную из нее, вы поймете сколь чужда ей идея имперского величия и как близок дух уюта и тепла. Московский архитектурный ампир, выполненный из дерева, вообще кажется каким-то домашним. В центре Москвы можно увидеть такое домашнее, уютное здание в стиле ампир у метро «Парк Культуры», на ул. Большая Ордныка, 45, совсем рядом с институтом им. Мориса Тореза. Это деревянный двухэтажный дом дворянской усадьбы Арсеньевых. Не поленитесь съездить и посмотреть на него! Но самым главным было то, что мода в те времена была очень требовательна! И смена модного стиля требовала срочной смены нарядов, интерьеров, экипажей, посуды и так далее, а следовательно требовала больших и трат.

Романский стиль. [к оглавлению]

Кембридж, Ст. Джон Колледж, Ms. А. 8, фол. 103v. По книге Кристофера де Хамель, «Средневековые ремесленники: писцы и иллюминаторы» (Лондон, 1992)

Этот стиль развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков и наиболее полно выразился в архитектуре. Англичане еще называли этот стиль «норманнским». Для этого стиля характерна лаконичность наружной отделки, ясность архитектурного силуэта, массивные гладкие стены, узкие проемы окон. Основными постройками стали храм-крепость и замок-крепость, а главный элемент композиции такой крепости стала башня-донжон. Остальные постройки располагались вокруг нее, составленные из простых геометрических форм – кубов, призм, цилиндров.

История средних веков длится на три периода: раннее средневековье (дороманский период) VI-Х вв.; зрелое средневековье (романский период) Х-XII вв. и позднее средневековье (готический период) XIII-XIV вв.
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь

Итак, романский период (от лат. слова Roma – Рим) – центр средневековой истории, средневековье зрелое. Как известно, средние века пришли на смену древнему миру. Раннее средневековье в Европе во многом еще было отголоском обычаев и жизни Западной Римской империи. Начало же зрелого средневековья датируется Х веком и неспроста. Дело в том, что именно в Х веке заканчивается Великое Переселение Народов (ВПН), начавшееся во II веке от Р.Х.Последние племена переселяются в центр Европы, в Паннонию (на территорию современной Венгрии) и в Европе наступают новые времена, времена новых государств. К Х в. уже формируются Франция, Италия и Германия как самостоятельные государства. Такова, в общих чертах, была геополитическая обстановка того времени. Но нас интересует культура и жизнь средневекового человека.

Романский интерьер Романский интерьер

Легкой жизнь в то время назвать было нельзя. Холодный климат (в Европе тогда была период, когда резко наступило похолодание),низкие урожаи, тяжелый труд, болезни. Что делаем мы, современные люди, приходя домой? Входим в теплую квартиру, согретую центральным отоплением, зажигаем свет, кипятим воду в чайнике, разогреваем на плите ужин и это занимает не более получаса. При этом нам комфортно, светло (а солнце зашло еще в четыре часа пополудни) и тепло. Мы снимаем уличную одежду (скажем, на дворе зима) и можем находиться дома даже в шортах и майке, хотя на улице валит снег. А теперь представьте средневекового человека, вернувшегося домой зимним вечером. Вот он вошел в дом, а в доме почти так же холодно, как и на улице. И ему надо сначала растопить очаг, а это требует немалых усилий! Раздеться он не может, то есть шубу он, может быть и снимет (если у него шуба вообще есть), но тут же оденет на себя не менее теплую домашнюю накидку на меху. Но это богатый. Бедный человек, скорее всего, утеплится как сможет не снимая уличной одежды.

Романская мода

При этом сета в доме совсем мало, ведь он может зажечь только одну свечу. Да даже и несколько свечей не дадут того света, к которому мы с вами привыкли. А крестьянин так и вовсе обойдется лучинкой. А от лучинки только еще мрачнее на душе. Теперь надо вскипятить воду над очагом, а после приготовить ужин. А это займет много времени, может быть час, а может и все два.Это в том случае, если есть что готовить. Если год был урожайный и удалось запастись зерном, солониной и прочим. При этом рацион крайне скуден. Нет ни овощей, ни фруктов, ни чая, ни кофе, ни сахара. Но есть пиво, или вино, или вода, что тоже неплохо. При этом человек не живет один. Он всегда в обществе: либо своей семьи, либо той общины, в которой он проживает. И вокруг всегда те, с кем он знаком с младенчества. И родители его сверстников знают друг друга с младенчества и так далее до начала времен (как был уверен средневековый человек), ведь чужак, пришелец (пусть даже и из соседней деревни) может легко оказаться врагом, колдуном или оборотнем. Чужак всегда враг, это непреложная истина. Да и для чего покидать родное селение, где все давно известно и устремляться куда-то? Только нечистая совесть может толкнуть на такое бегство. Вот и понимайте сами, что да как…

Романская мода

Да, живут все в одной комнате, и взрослые и дети. Средневековый человек не знает и не понимает, что может уединиться. Ему это не нужно и странно. Зачем уединяться, когда один человек слаб, а много людей имеют все шансы выстоять перед коварством окружающего мира и стихиями природы. В доме средневекового человека нету уюта, потому что опять непонятно как создать уют, когда все вместе и в доме есть только то, что необходимо и ничего лишнего или «для красоты», как говорят теперь. Что уж там говорить об уюте, когда даже в замках богатых феодов, в рыцарской среде хозяин, хозяйка, их дети и прислуга, а подчас даже и домашние животные (в холодные зимы, для тепла) живут в одном огромном зале с очагом в полстены? Да и гостей не грех разместить тут же – больше почета.Гости да прислуга – на полу, на тюфяках и соломе спят, а хозяева и их дети – вместе на огромной кровати. Тесновато, конечно, зато тепло!

Романский замок

И что же остается делать человеку, когда жизнь так тяжела? Надеяться на то, что на том свете будет легче. Ни о чем не придется заботиться в райских кущах, там вес будет уже готово, а также там будет тепло и светло. И человек усердно молится. Тяжелая жизнь естественно устремляет человека к христианской аскетичности. В эпоху, когда время отмеряется церковным колоколом и жизнь идет от заутрене к обедне, а от обедни к вечерне, а потом снова к заутрене нет ничего более естественного и насущного, чем вера.

Иероним Босх Муки св. Антония.

Но и здесь не все так просто. Бог обладает десницей карающей и грешников ждет страшная кара! Ну а кто без греха? Все грешны и все, стало быть, попадут в ад. Однако… Однако, немного подумав, католическая ветвь христианства приходит к выводу, что должно же быть чистилище? Несомненно, должно! Чистилище – место, где после смерти обитает душа и ждет решения собственной судьбы. И пока душа в чистилище ее можно отмолить, даже если это душа большого грешника! При мысли о чистилище, думаю, немало людей вздохнули с искренней радостью и облегчением. А уж сколько раз идея чистилища использовалась в живописи и литературе. Даже небезызвестный всем дон Жуан, большой грешник, попадает в чистилище, а не сразу в ад. Ну, с дон Жуаном это случается позже, так как легенда о нем появляется в значительно более поздние времена, в эпоху Возрождения. А мы вернемся в романскую эпоху. Вы никогда не задумывались, почему католики своим любимым праздником считают Рождество? Вы заметили, наверное, что Пасха, хотя и празднуется, но не проводится с таким размахом на Западе и в Америке, как Рождество. Это неспроста. Такая традиция пришла из эпохи средневековья, из того времени, о котором мы сейчас с вами говорим. Что такое Рождество? Это рождение Бога в человеческом облике, а значит, приближение Бога к человеку настолько, насколько это только возможно. А приблизившись к человеку, Бог яснее (как думал средневековый человек) поймет и его нужды, и страхи, и потребности и сделается милосерднее и будет не так карающ и страшен. Да-да!Именно так! Нам теперь сложно представить такие рассуждения, но было это, скорее всего, именно так. это так естественно для человека!

Иероним Босх. Несение креста Иероним Босх. Несение креста.

А у православных христиан – славян - все было немножко наоборот. Пасха на Руси по праздничному настроению все-таки превосходила и превосходит Рождество. Из этого можно сделать вывод, что жизнь славянина в средние века и в эпоху принятия христианства не была так тяжела, как у его европейского собрата. Или не была так беспросветна и полна страхами. А может быть тут дело в самом духе православия? Я не знаю.

Да, тяжело жилось человеку в средние века. К тому же средняя продолжительность жизни его составляла 35-45 лет. А у женщин и того меньше: 30-40 лет. А уж какая-нибудь эпидемия могла выкосить до трети населения Европы. Ну, про болезни мы теперь говорить не будем, ибо тема страшноватая, хотя и любопытная. Напишу только о том, что в свое время меня саму несказанно поразило: в Западной Европе в средние века считалось, что вода является причиной многих заболеваний, в том числе и кожных. Хотя нам с вами совершенно ясно, что вот если как раз не мыться, то можно заболеть.

Образец романской архитектуры Образец романской архитектуры

А вот тогда люди порой думали иначе. Не все и не везде, но многие считали, что моются только колдуны, а нормальный человек, если хочет жить, мыться не станет. Известно, что некая французская королева хвалилась, что мылась всего два раза в жизни: при рождении и перед свадьбой. А Людовик XIV, хотя это было уже в просвещенном XVII веке, предпочитал мытью - обрызгивание духами! Представляю, как от него пахло… А про то, что младенцев как можно туже запеленывали утром (в очень красивые кружевные пеленки, надо сказать), а потом разворачивали и перепеленывали только на другой день вообще страшно упоминать. И это в богатых и королевских семьях! Что же удивляться такой сильной детской смертности. У славян дело обстояло иначе и баня по субботам была почти священным и необходимым ритуалом. Поэтому на Востоке и жили дольше (кстати, арабы тоже регулярно мылись). Может, потому и жизнь была полегче? Не знаю… Неудивительно, что когда Анна Ярославна, дочь могущественного киевского правителя князя Ярослава Мудрого, умевшая читать, писать и знавшая Евангелие, греческий, латынь и азы врачевания, в XI веке выходила замуж за французского короля Генриха I Капета, и уезжала из просвещенной, богатой и чистой страны множества городов Киевской Руси - Гардарики в варварскую, захудалую и довольно грязную Францию, современники писали, что немалая твердость требовалась от княжны для такого поступка. «В какую варварскую страну ты меня послал, – писала Анна отцу в родной Киев. – Здесь жилища мрачны, церкви безобразны, а нравы ужасны».

Анна Ярославна, королева Франции Анна Ярославна, королева Франции Анна Ярославна, памятная медаль 2000 г. На ней написано: «Анна Киевская – Королева Франции» Анна Ярославна, памятная медаль 2000 г. На ней написано: «Анна Киевская – Королева Франции»

И столь же неудивительно, что Анна была законной соправительницей и не менее законной регентшей при своем сыне короле Филиппе Добром, что не удалось после нее ни однойкоронованной во Франции королеве. Но обратим же наши взоры к средневековому искусству. И в те времена люди умели радоваться, наслаждаться жизнью и ценить жизнь и создавать такие произведения, от которых по сию пору дух захватывает и в толк невозможно взять: ну как можно было такой собор построить? Как можно было такое сочинить?

Элеонора Аквитанская, покровительница искусств.

Превосходство духовного начала и отказ от земных благ и радостей создали ни с чем не сравнимый особый стиль, ознакомиться с которым вкратце можно посетив Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина в Москве. В этом музее два зала посвященыскульптурному и архитектурному искусству средневековья. Скажу по секрету, это мои любимые залы. В тот же период создается и культ Прекрасной дамы (а идеалом женщины была Дева Мария) и культ рыцарства.

Жан Фуке. Дева Мария. Тристан и Изольда. Самая знаменитая средневековая история любви.

Устраиваются грандиозные, хотя и страшноватые, ристалища. Французские рыцари, во главе с Годфруа Буйонским и князем Бодуэном, отправляются в Первый Крестовый поход и завоевывают себе Иерусалимское королевство.

И именно в романское средневековье Марией Французской были написаны такие строки: …Не удивляйтесь так легко: Тому, кто любит глубоко, Дана лишь скорбь сердечных мук, Когда вдали любимый друг…

Ахен. Дворцовая капелла.
Готика – художественный стиль средневекового искусства, характерный для Западной Европы XII-XVI вв. Само наименование его «готический» происходит от названия варварского племени «готов» и было дано итальянцами, как уничижающий эпитет. Дело в том, что этот стиль, который правильнее было бы назвать стрельчатым из-за самой характерной его архитектурной особенности – стрельчатых арок, казался итальянцам грубым, достойным диких варваров готов. В XIII веке, в период ранней, готики, стиль этот отличался тяжеловатостью форм и напоминал более ранний, романский. В XIV веке готические сооружения отмечены необыкновенной красотой, легкостью стрельчатых форм, устремленных в высоту, как символ стремления духа человека к Богу.

Стиль этого периода называется лучистым или декорированным. В XV и в первой половине XVI века готический стиль делается более изысканным, или даже вычурным, но можно сказать, что он достигает наивысшего своего пика.Этот период называется пламенеющим, от появившегося в нем декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи. Такое словосочетание - «пламенеющая готика» - встречается довольно часто. Это – апофеоз готического стиля и лично мне он кажется очень красивым.

Готический храм

Стиль этого периода называется лучистым или декорированным. В XV и в первой половине XVI века готический стиль делается более изысканным, или даже вычурным, но можно сказать, что он достигает наивысшего своего пика.Этот период называется пламенеющим, от появившегося в нем декоративного мотива, напоминающего собою пламя свечи. Такое словосочетание - «пламенеющая готика» - встречается довольно часто. Это – апофеоз готического стиля и лично мне он кажется очень красивым.

Клод Моне. Кафедральный собор в Руане. 1894. Яркий пример стиля пламенеющей готики.

Эта устремленность вверх, вытянутость силуэтов отразилась и в одежде.

Мужчина и женщина 1377 г. Мужчина и женщина 1377 г.

Приталенные костюмы для мужчин и женщин, длинные рукава, длинные шлейфы, обувь с такими длинными носами, которые даже подвязывались специальными шнурками кверху, чтобы не мешать ходьбе. А главное – женские головные уборы геннины, или эннены, остроконечные, высокие, украшенные вуалями.

Дама в геннине. Средневековый рисунок. XV век, французская школа. Супруга коммерсантаЖака Кера А вот еще одна дама. XV век, французская школа. Супруга коммерсантаЖака Кера. А это кукла в готическом костюме А это кукла в готическом костюме.

Столь же сложна и интересна была одежда у мужчин. И даже доспехи подвергались испытанию модой.

Мужской готический костюм. Готический доспех императора

Конец готического периода называется еще «осенью средневековья». Так говорят о XV веке. Это был пик средневековой культуры, и одновременно период ее заката. Прекрасную книгу об этом периоде написал знаменитый историк Йохан Хейзинга.Книга так и называется «Осень средневековья». Мир менялся. Старое, как и обычно, уступало место новому. Менялся идеал рыцарства. В культуре сильно развился мотив Dance macabre – Пляски смерти. На фресках этот мотив изображался следующим образом: скелет (то есть смерть) увлекал за собою в хороводе людей, не считаясь ни с их полом, ни с возрастом, ни с достатком.

Dance macabre

Этот хоровод был символом равенства всех людей перед ее лицом. Это своеобразное memento more («помни о смерти» лат.) сопровождало, вообще говоря, человечество на протяжении всего средневековья и последовало за ним в эпоху Возрождения. В это время, в период между XIII и XV веками появляется множество новых предметов и понятий, не знакомых человеку ранее. Появляются, например, первые наручные часы. Появляются очки. О чем это говорит? Да о том, что человек стал ощущать и ценить время. Мог жить не только нынешним днем, но и рассчитывать время впрок, загадывать на будущее, а ведь тогда это было новшеством! Очки – предмет сугубо индивидуальный. Они подчеркивали тот факт, что средневековый человек впервые понял, что он может быть один и может заботиться о себе и собственной пользе. До понятия человеческой личности было еще далековато, это завоевание гуманизма эпохи Возрождения. Но первые шаги в том направлении уже были сделаны. Появилось понятие уединения иуюта. Мужчина обзавелся кабинетом, а дети – отдельной от родителей спальней.

Эдуард VI. Сын короля Генриха VIII

Эдуард VI. Сын короля Генриха VIII. Портрет работы Ганса Эворта.

Появились детские игрушки, но детей все еще спеленывали на целый день, и будут продолжать это делать еще очень долго. Вообще понятие ценности детства придет только в XIX веке. И то по большей части в дворянской среде. Крестьянство, в силу многочисленности потомства, случалось что детей не считало и не ценило, и не особенно порою заботилось о том, чтобы выжили все десять или пятнадцать отпрысков. Согласитесь, в бедной семье прокормить такую ораву не просто. А уж в средние века, когда Бог дал, Бог и взял, вообще о детях не особенно задумывались. Тут и взрослый с трудом выживал. Из детства старались выйти как можно раньше, потому что время это было тяжелое и неблагодарное. Одна из русских дворянок, жившая в XVIII веке, писала вспоминая собственное детство, что их, младших детей, всегда ставили после старших. Двум старшим полагалась за завтраком сдобная белая булка и чай, а младшим – вода и ржаной хлеб. Младших вообще держали в особой строгости. Детьми занимались няньки, воспитатели, гувернантки. Воспитывали когда словом, но чаще – розгой. «Пожалеешь розгу испортишь ребенка» говаривали в те времена. А к родителям дети заходили два раза в день: утром поздороваться и поцеловать маменьке и папеньке ручку, и вечером попрощаться и опять-таки поцеловать родителям ручку. Родителям говорили «вы» и никакого нежничанья между детьми и родителями не допускалось. И только редкие матери заботились о детях на манер современных матерей. И это происходило впросвещенный XVIII век.

Принцесса Елизавета в 13 лет, будущая королева Елизавета I Английская Принцесса Елизавета в 13 лет, будущая королева Елизавета I Английская.

Но вернемся к средневековью. Детством пренебрегали. Старались скорее с ним расстаться. Замуж выходили и женились рано. Для женщины брачный возраст наступал лет в 13-14. Для мужчины чуть позже, лет в 16. Конечно, со временем брачный возраст повышался, но в основном у мужчин. И к алтарю молодые люди уже и в 20, и в 25 лет. Хотя это не всегда шло им и обществу на пользу. Нравы были строгие и в каком-нибудь захолустном городишке или в деревне не женившись невозможно было удовлетворять свой естественный инстинкт. Это вело к преступлениям на сексуальной почве. У ученых-историков имеется даже такая статистика. Девушку же вплоть до XVIII века могли выдать замуж и 13 лет от роду. И это на полном серьезе! В XIX в. брачным возрастом для женщины считался 15-16 летний возраст.

Ян ван Эйк. Чета Атнольфини Ян ван Эйк. Чета Атнольфини.

Браки же в королевских и богатых семействах вообще отдельная история. Невесту, сговоренную за жениха, отдавали в его дом, даже если ей было 2 года от роду. Венчали в 8-10 лет. Ну, конечно, с интимной жизнью ждали до полового созревания. Но это ожидание, как легко сообразить, не особенно затягивалось. При этом разница между женихом и невестой могла достигать десяти и более лет как в ту, так и в другую сторону. То есть и невеста могла быть значительно старше. Но это случалось редко, только ради каких-нибудь особенно выгодных соображений. Отвлечемся от личного и вернемся к обществу. В готическую эпоху развились и начали приходить в упадок цеха, символ общиной деятельности. Им на смену стали приходить первые мануфактуры, прообразы фабрик XVIII-XIX вв. В Европе происходит культурный расцвет. Творят прекрасные живописцы. Нидерландец Ян ван Эйк.

Ян ван Эйк. Триптих Ян ван Эйк. Триптих

В Италии, чуть раньше, творит Джотто ди Бондоне, один из основателей флорентийской школы, новатор, совершивший переворот в живописи, сделав шаг от условного изображения к натуральному изображению человека и природы. Провозвестник живописи эпохи Возрождения.

Джотто. Воскрешение.

В европейской литературе творят великий флорентиец Данте Алигьери, Джеффри Чосер, отец английской поэзии и основоположник английского литературного языка, Франсуа Вийон, продолживший славные традиции поэзии вагантов, странствующих студентов. Писатели стремятся осмыслить жизнь во всех ее многоликих проявлениях и отойти от шаблона и схематичности. Уже не персонажи-схемы с определенными давно принятыми характеристиками участвуют в литературном действе, но реальные, страдающие люди. Появляется тот «лирический герой», которого читателю хочется отождествить и с автором, его создавшим, и с самим собой.

Данте Алигьери. Франсуа Вийон Франсуа Вийон

«Свой путь земной пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу», - с тоской говорит герой «Божественной комедии». Это думает личность, а не схема. И личность страдающая, мыслящая, далекая от простого восприятия действительности и заботы только о хлебе насущном и о выживании. Я душу бедную мою, Всю маету и всю тревогу – Отныне и навек даю Всеотпускающему Богу. И призываю на подмогу Все воинство небесных сил, Чтоб ангел, знающий дорогу. Сей дар к его стопам сложил…

Стиль Ренессанс. [к оглавлению]

Замок Шеверни, возведен в 1634 г.в стиле Ренессанс Замок Шеверни, возведен в 1634 г.в стиле Ренессанс.

Стиль Ренессанс, или Возрождение, пришел на смену эпохе средневековья.Название происходит от французского слова «renaissance» - Возрождение. Ренессанс – эпоха в развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, переходная от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возрождение (название, согласитесь, говорит само за себя) началось в Италии. Уже в XIV веке, в период, который еще называют треченто («trecento» от итал. «три сотни», потому что XIV век это трехсотые годы, от 1300 до 1399 г.) появляются первые художники, которых можно уже отнести к эпохе Возрождения. Я говорю в первую очередь о живописце Джотто ди Бондоне и о поэте Данте Алигьери, чья жизнь пришлась на рубеж XIII-XIV вв. В статье, посвященной готическому стилю, я причислила их к творцам эпохи позднего средневековья. Одно другого не исключает, так как в истории все взаимосвязано. Наиболее отличительными чертами культуры Возрождения стали светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, как бы его «возрождение». Отсюда и такое название.

Интерьер в стиле Ренессанс.Аугсбург, городская ратуша, XVII век.

Среди стилевых особенностей стиля Ренессанс можно назвать такие: пышность, некоторая статичность, «архитектурообразность» предметов мебели, богатый объемный резной декор. Для стиля Ренессанс вообще характерна роскошь, к которой обратили свои сердца люди, утомленные средневековым религиозным аскетизмом. От отсутствия комфорта – к приобретению и приумножению его.

Мебель в стиле Ренесанс

Вообще, Ренессанс склонен к роскоши, к дворцовой пышности, к обстоятельности и богатству. Это дворцовый стиль, говорящий о достатке. Произведениям искусства эпохи Ренессанс присущи зрительная тяжеловесность, брутальность, даже грубоватость, натуралистичность (особенно в живописи и в литературе). Которых не было ни в готике, ни в последующем барокко. Ярчайшие тому примеры «Декамерон» Джованни Боккаччо и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

Боттичелли. Серия изчетырех картин к «Декамерону» Боккаччо Боттичелли. Серия изчетырех картин к «Декамерону» Боккаччо. Гаргантюа и Пантагрюэль. Г. Доре Гаргантюа и Пантагрюэль. Г. Доре

Но самым главным отличием эпохи Возрождения был гуманизм. Гуманизм – альфа и омега ренессансных искусства, культуры, мировоззрения. Центром мироздания был объявлен человек, понимаемый отныне как часть природы. Если в средние века о человеке говорили: «скопище нечистот», то для гуманистов эпохи Возрождения человек стал самым совершенным творением природы.

Леонардо да Винчи. Изучение пропорций человеческого тела.

Возникли светская литература и искусство, понятия о гармонической личности, о воспитании этой гармонической личности. Появились первые педагоги-гуманисты. Их было мало, но имена их помнят и поныне, как имена основателей педагогической гуманистической мысли. Это Витторино да Фельтре (XV век),Ян Амос Каменский (XVI в.) и другие. Писатели-гуманисты, провозвестники идей эпохи просвещения, также творят в это время. Это и Франческо Петрарка (поколение старших гуманистов, жил и творил в XIV веке), и Франциск Скорина, и Рабле, и Боккаччо, и Шекспир, и Сервантес. Все известнейшие имена! Философы Бэкон, Монтень, Николай Кузанский провозглашают новые философские гуманистические идеи обращаясь к наследию античного прошлого и привнося много нового в науку философию.Философия в этот период отходит от излюбленной средневековой аристотелевой схоластики и приближается к свободному познанию и к созданию множества философских течений. Человек, его внутренние переживания, внутренний мир, его земная жизнь становятся центральными темами искусства и литературы. В эпоху Ренессанса естественные потребности человека и его слабости не осуждаются, а возвеличиваются. На смену довлеющей идее memento more (помни о смерти) приходят жизнерадостность и оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, его воли, разума, творческой мысли. Появляется такие герои-авантюристы, герои-плуты, такие как Жиль Блаз, Хромой Бес – предприимчивые, веселые, порою наглые, иногда распутные и неблагочестивые. Такой герой раньше был просто невозможен.

Иллюстрация к роману «Хромой Бес» Луиса Велеса де Гевара. Наибольшего расцвета такие персонажи достигли в творчестве классика испанской литературы Лопе де Вега на рубеже XVI-XVII вв., то есть на рубеже эпохи Возрождения и Нового времени. Интересен и сам жанр плутовского романа, возникший и развившийся в Испании XVI века. Особый стиль, особый вкус, особая речь отличают плутовской роман и читать его – одно удовольствие.

Таким образом и расцвел ренессансный оптимизм в испанской литературе. Притом что, хотя страна в тот период и была необыкновенно богата за счет золота из Нового Света, но богатела лишь одна часть – аристократия. Производство в Испании не развивалось, что привело впоследствии страну к сильнейшему экономическому упадку. Нищие плодились вогромном количестве. Благородные идальго, не принадлежавшие к высшей аристократии, питались лишь гордостью и похлебкой из солнечного света (почитайте «Дон Кихота» Сервантеса) и чуть не ¾ взрослого населения страны шли в монашество. Что было не удивительно, ибо инквизиция в Испании цвела пышным цветом. Кстати, последнее аутодафе (сожжение на костре грешников) там, в Испании, произошло аж в начале XIX века! Нельзя обойти своим вниманием и не менее оптимистичных французов, которые с улыбкой на устах радостно резали друг друга в ходе религиозных войн между гугенотами и католиками. Вспомните Варфоломеевскую ночь и Генриха Наваррского! Или прочитайте «Королеву Марго» А. Дюма-отца.

Карл Гун. Сцена из Варфоломеевской ночи Карл Гун. Сцена из Варфоломеевской ночи.

Эпоха Возрождения порождает таких мыслителей, как Галилео Галилей, Николай Коперник, Джордано Бруно, которые героической и свободной мыслью перешагнули через представления современников о мироздании.

Меняется мода, как всегда отражаю новые веяния. Одежда эпохи Возрождения в каждой стране своя. В Испании, Франции Италии – свои особенности, которые потом изменятся и трансформируются каждая по-своему. Например, в Испании глухой воротник-жабо сохранится в моде еще надолго, а вот во Франции в XVII веке жабо сменит декольте.
Рубенс. Мария Медичи. Портрет работы XVII века Рубенс. Мария Медичи. Портрет работы XVII века.
Джордано Бруно Джордано Бруно.
Такие особенности будут продиктованы собственными понятиями о красоте и общей религиозной и моральной настроенностью общества.Ведь знатная женщина в Испании существо скрытое, изолированное от жизни, спрятанное за ставнями, охраняемое дуэньями, облаченное в тяжелый костюм с корсетом на железных пластинах, тщательно маскирующий грудь и уничтожающий всякий намек на эту женственную часть тела. Платье-броня, по-другому не скажешь.

Copyright © Международное Генеалогическое Агентство - генеалогия | родовое древо | история фамилии